Цемент
небольшие расстояния
от складов к
потребителю перевозят
автоцементовозами.
Автоцементовозы
представляют собой
цистерну с
необходимым
оборудованием для
погрузки, разгрузки и
перевозки цемента.
Перегрузочные
операции цементовоза
основаны на свойстве
цемента приобретать
текучесть при
насыщении его
воздухом (аэрации).
Автоцементовозы
классифицируют: по
грузоподъемности и по
способу загрузки -
самозагружающиеся и
несамозагружающиеся.
Различают
автоцементовозы с
пневматической
самозагрузкой и
саморазгрузкой,
транспортирующие груз
на расстояние до 100 км,
и только с
пневматической
разгрузкой,
перевозящие цемент на
расстояния до 150 км.
Грузоподъемность
первого типа
автоцементовозов - 3,5 и
8 т; второго типа -
8; 13,5 и 22 т.
Наличие в
автоцементовозах
специального
оборудования для
забора и выгрузки
цемента позволяет
забирать цемент из
складов любого типа, в
том числе и из
железнодорожных
вагонов.
Конструкция
автоцементовоза имеет
следующие
особенности.
Цистерна-полуприцеп
несущей безрамной
конструкции
устанавливается на
автомобиль-тягач под
углом 6-7 град., что
обеспечивает сход
цемента к
разгрузочному
устройству. Цистерна
имеет цилиндрическую
форму и передней
частью опирается на
шкворень седельного
тягача, а задней
частью через
кронштейны и рессоры
на оси ходовых колес.
Цемент загружают
через верхние люки.
Система
воздухопровода,
влагомаслоотделитель,
лестница и площадки
для обслуживания
цементовоза
смонтированы на
внешней стороне
цистерны. Ротационный
компрессор установлен
на шасси автомобиля и
обеспечивает
необходимое давление
для работы системы по
загрузке и выгрузке
цемента.
Самозагружающее
устройство
автоцементовозов
улучшает условия
труда рабочих,
исключает потери
цемента и позволяет
загружать машину из
амбаров и складов
любого типа,
железнодорожных
крытых вагонов или
барж высотой до 5 м
с подачей на
расстояние до 25 м,
разгружать цемент с
подачей его на
расстояние до 50 м.
Компрессор
автоцементовоза
работает в двойном
режиме. При выгрузке
цемента компрессор
работает в нормальном
режиме, а при загрузке
выполняет роль
вакуум-насоса.
Автоцементовоз имеет
сигнализатор уровня
мембранного типа, что
позволяет
предотвращать
перегрузку цистерны, и
не забивает фильтров.
Загрузка цемента
происходит следующим
образом.
Перекрывается
загрузочное сопло и
компрессор откачивает
воздух из цистерны.
При разрежении
давления воздуха в
цистерне до 0,05-0,04 МПа в
цемент погружают
сопло и в него
дополнительно подают
воздух из атмосферы.
Перепад давления
между внутренней
полостью цистерны и
цементом обеспечивает
поступление цемента
вместе с воздухом по
транспортной трубе в
цистерну.
Самозагружающиеся
автоцементовозы ТЦ-5
(С-956), ТЦ-4 (С-927) созданы
на базе грузовых шасси
ГАЗ-53Б и автотягача
седельного типа
ЗИЛ-130В1. Принцип
самозагрузки
автоцементовоза
основан на применении
способа забора и
перемещения цементной
массы по
цементопроводу под
действием вакуума,
создаваемого и
поддерживаемого в
цистерне
компрессором-вакуум-насосом.
Оборудование такого
автоцементовоза
включает в себя
заборный рукав с
наконечником,
распределитель,
позволяющий
равномерно и
полностью заполнить
объем цистерны;
фильтры очистки
воздуха, уровнемер,
компрессор-вакуум-насос,
приводимый в действие
от двигателя тягача.
Воздух очищается от
влаги и масла в
отделителе. Величина
вакуума в цистерне
контролируется с
помощью
мановакуумметра, а
создаваемое в насосе
разрежение -
вакуумметром. При
разгрузке цемента
насос работает в
режиме компрессора,
при загрузке - в режиме
вакуум-насоса.
Автоцементовозы с
самозагрузкой могут
быть заполнены и через
загрузочную крышку
без использования
вакуум-насоса.
Автоцементовозы ТЦ-3
(С-853), ТЦ-6 (С-972) и ТЦ-2
(С-652) с
пневморазгрузкой
созданы на базе
автотягачей
седельного типа
ЗИЛ-130В1, МАЗ-504А, КрАЗ-258
и агрегатов и деталей
полуприцепов к ним.
Автоцементовоз с
пнематической
разгрузкой
представляет собой
цистерну-полуприцеп
безрамной конструкции
к автотягачу,
установленную с
уклоном 6-8 град. в
сторону разгрузки. Для
подачи цемента к
разгрузочному
устройству в цистерне
имеется аэролоток с
мягкой пористой
перегородкой. Для
стекания цемента на
аэролоток внутри
цистерны установлены
откосы под углом 45-50 град.
к горизонту.
Разгрузочное
отверстие состоит из
крана, продувочной
форсунки и
наконечника для
герметичного
подсоединения шланга
с быстросъемным
замком. Воздух,
необходимый для
разгрузки цемента,
подается от
компрессора,
установленного на
автотягаче
цементовоза, через
коллектор,
оборудованный
манометром и
предохранительным
клапаном. На цистерне
установлены тормоза,
освещение и
сигнализация,
приводимая в действие
от соответствующих
систем базового
автомобиля.Вагоны-цементовозы
предназначены для
доставки цемента
навалом с цементных
заводов на
прирельсовые склады
или непосредственно
крупному потребителю.
На цементных заводах
вагоны загружают из
силосов для хранения
цемента при помощи
боковых или донных
пневматических
разгружателей.
Доставка цемента в
герметических
вагонах-цементовозах
предотвращает его
потери при погрузке,
транспортировке и
выгрузке, а также
обеспечивает
сохранение его
качеств.
|